Слова Сент Экзюпери из «Маленького принца» - «Все мы родом из детства» относятся
и ко мне. Еще маленькой девчонкой была просто очарована своей первой
учительницей - Кашириной Галиной Фёдоровной. Она была для меня идеалом доброты,
справедливости, грациозности, требовательности. Мне так хотелось быть на нее
похожей. Неслучайно и любимыми играми в детстве были игры в школу. Другой
профессии в своем будущем я даже и не представляла - только учителем! А
поскольку любимым предметом в школе была математика, то и специальность была
выбрана однозначно. И сейчас я живу жизнью своей мечты – я учитель математики и
информатики.
Как быстро летит время! Кажется, совсем недавно я встретилась со своими первыми
учениками. А за плечами уже 17 лет в школе. Сколько доброго, согревающего душу,
приходит на память! Это были годы поисков, раздумий, разочарований, открытий,
которые перевернули всю мою жизнь.
В первые годы работы с детьми для меня было странным, почему дети плохо
воспринимают информацию, когда все так просто и понятно. Это нам, взрослым,
понятно, а им нет. Понадобилось время для понимания и осознания этого. Итак,
первый урок, преподнесённый учащимися: настоящий учитель тот, кто способен
спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить
восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в
своей педагогической деятельности.
Второй урок, который получила, делая первые педагогические шаги: преподавание
должно быть искренним. Ведь только через призму своих мироощущений, своей
системы ценностей, отношения ко всему, что происходит вокруг, сухой программный
материал становится волшебным кристаллом, сверкающим всеми цветами радуги и
зовущим к открытиям. Поэтому второй мой принцип - быть искренним и честным
перед детьми.
Вот так, с этих великих для меня открытий во мне рождался учитель.
Каждый ребенок талантлив, талантлив по-своему - такова моя позиция. Не скуплюсь
на похвалу. Нет такого «двоечника», которого не за что было бы похвалить.
Выделить из потока неудач крошечный островок успеха, дать соломинку помощи,
показать тропинку к пониманию - и у ребенка возникнет вера в свои возможности и
желание учиться - это мой третий принцип.
Ещё К.Д. Ушинский писал: «…ученье, лишённое всякого интереса, убивает в
ученике охоту к ученью…». Поэтому я не могу допустить, чтобы в глазах моих
учеников появилось разочарование. Считаю, что интерес – это ключ к знаниям, и
его необходимо поддерживать в детях. Умение увлечь учеников своим предметом и
есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. И это четвертый
принцип моей педагогической философии.
На уроках математики необходимо не только формировать математические
компетентности, но и воспитывать Человека. И научить его быть стойким и
мужественным, умеющим преодолевать трудности взрослой жизни – моя задача. Пусть
и языком чисел и формул. Нужна только правильная оболочка. Воспитывай, обучая
новому – это мой пятый принцип.
Сейчас мы все переживаем достаточно трудное время. Работа учителя становится
все менее привлекательной. Это очень тяжелый труд. Почему же я работаю в школе?
Я люблю входить в класс, полный ребят, смотреть на лица своих учеников,
чувствовать как с каждым уроком мои ребята все увереннее и увереннее общаются с
«царицей наук». Математика для меня – это не просто формулы и вычисления, а
способ мышления и способ общения: логичный, лаконичный, доказательный. И
вообще, математика – это полет мысли, полет фантазии. С годами, с опытом работы
моя деятельность все больше на-полняется другим содержанием, но по-прежнему
приходить в класс на урок – это большая радость для меня. И за это – спасибо
вам, мои ученики!
А ещё я преподаю
информатику. Информатика и ИКТ тесно связаны с различными дисциплинами. Это,
прежде всего, сбор информации: поиск в различных источниках, экспериментальная
деятельность, в дальнейшем анализ, синтез: моделирование процессов,
происходящих в реальном мире, представление собранной информации.
Информационные технологии в настоящий момент настолько разнообразны, что их
широкие возможности незаменимы для обработки данных в любом из направлений
профессиональной деятельности человека.